СТРАТЕГИЯ
развития государственной молодежной политики
в Республике Беларусь до 2030 года
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная молодежная политика в Республике Беларусь является стратегическим направлением социально-экономического развития общества.
Молодежь – это наиболее активная часть общества, что определяет важность проведения последовательной целенаправленной политики в отношении данной социальной группы. Потенциал молодого поколения традиционно востребован в экономико-технологической, научной, социальной и информационной сферах. Социальное становление и развитие молодежи, более полная реализация ее возможностей в интересах каждого молодого человека и всего общества актуализируют потребность перспективного видения целей, задач, инструментов и механизмов реализации Стратегии.
Необходимость разработки Стратегии как документа определяется следующими факторами:
особым статусом молодежи как социальной группы, призванной обеспечивать долгосрочное конкурентоспособное развитие Республики Беларусь;
переходом на инновационную модель развития, актуализирующую участие молодежи в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии государства и общества;
расширением спектра социальной активности молодежи, связанной с ее действенным участием в государственном управлении и развитии гражданского общества.
Повышение роли молодежи в жизни общества должно рассматриваться в контексте развития и раскрытия потенциала, активного жизненного самоопределения, самореализации, саморазвития, конкурентоспособности и успешности каждого молодого человека.
Ключевым условием для эффективной реализации всех приоритетов Стратегии выступает деятельность, направленная на формирование у молодого поколения патриотизма, основанного на традиционных ценностях белорусского народа.
Целью Стратегии является улучшение качества жизни молодежи усиление ее роли в социально-экономическом развитии Республики Беларусь.
Сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым основополагающим документам в сфере молодежной политики, Стратегия нацелена на обеспечение конституционных прав и свобод молодежи и согласуется со следующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, ориентированными на среднесрочную и долгосрочную перспективу:
Конституцией Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, закрепляющей соблюдение конституционных прав и свобод в качестве основных национальных интересов в политической сфере, а изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей в качестве одной из внутренних угроз национальной безопасности в социальной сфере.
Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31, предусматривающей необходимость привлечения молодежи к научной и инновационной деятельности, включая инновационную предпринимательскую деятельность.
Указами Президента Республики Беларусь от 12 января 1996 г. № 18 «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи» и № 19 «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов», закрепляющими механизмы государственной поддержки талантливых молодых граждан, достигших успехов в учебной и научно-исследовательской деятельности, творчестве и спорте.
Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З, регулирующим вопросы образования молодых граждан на каждой из его ступеней.
Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики», служащим ключевым нормативным правовым актом в сфере государственной молодежной политики, содержащим принципы и направления работы с молодежью.
Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», обеспечивающим реализацию конституционного права молодых граждан на объединение, а также определяющим гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки таких объединений.
Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 175-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», определяющим цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 гг., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250, определяющей основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по реализации государственной политики в области образования и молодежной политики.
Стратегией развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743, предусматривающей создание системы тиражирования успешных проектов в области молодежного предпринимательства и обучение основам и навыкам предпринимательства на всех уровнях в рамках программ основного и дополнительного образования (в том числе предусматривающей создание школьных бизнес-компаний).
Концепцией информационной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1, содержащей ключевые принципы и направления работы с молодежью в сфере информационной безопасности.
Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. №15/27/23, закрепляющей направления работы, место и роль различных государственных органов, учреждений и организаций в реализации единой политики государства в области профессиональной ориентации.
Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., одобренной протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. № 10, подчеркивающей необходимость проведения эффективной молодежной политики для развития потенциала молодых людей и создания условий для их самоорганизации, активного и эффективного развития и участия в жизни общества.
Стратегией «Наука и технологии: 2018–2040», утвержденной постановлением Президиума Национальной академии наук Беларуси 26 февраля 2018 г. № 17, отражающей потенциальные возможности роста конкурентоспособности страны в области наукоемкого производства, научных исследований, образования, культуры и искусства.
Тенденции и риски в молодежной среде определены на основании анализа статистических данных и информационно-аналитических материалов Национального статистического комитета Республики Беларусь, Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, ряда социологических исследований, в том числе социологического исследования «Ситуация в молодежной среде страны», проведенного Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета в 2019 г.
ГЛАВА 2
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Настоящий документ определяет основные принципы реализации Стратегии развития государственной молодежной политики, а именно:
верховенства права – реализации государственной молодежной политики на республиканском и местном уровнях в строгом соответствии с положениями действующего законодательства Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права для обеспечения прав и свобод молодых граждан;
демократизма – привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и общества в целом;
гуманизма – уважения личности каждого молодого гражданина;
гласности – открытости и доступности информации при решении вопросов в сфере государственной молодежной политики;
всеобщности – сочетания интересов всех граждан и организаций, участвующих в формировании и реализации государственной молодежной политики;
научности – использования научного подхода к изучению, анализу и прогнозированию ситуации в молодежной среде, разработке законодательства в сфере государственной молодежной политики;
дифференциации – осуществления республиканских и местных молодежных программ по вопросам обучения, воспитания, профессиональной подготовки, культуры и искусства, занятости, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры, спорта, туризма и иным вопросам с учетом возрастной категории молодых граждан;
интеграции – выработки совместной стратегии и объединения усилий в сфере государственной молодежной политики всех ее участников, их скоординированной деятельности; межведомственного и межсекторального взаимодействия всех субъектов государственной молодежной политики, а также взаимодействия между органами государственной власти, общественными объединениями и бизнес-сообществом;
недискриминации и инклюзии – организации общественной среды для каждого молодого человека, в том числе людей с инвалидностью и иных лиц с особыми потребностями, обеспечивающей полноценную интеграцию каждого молодого человека в общественную жизнь, а также уважение и защиту их прав без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства;
системности – обеспечения взаимосвязи всех видов деятельности в рамках реализации государственной молодежной политики;
приоритета общественной деятельности – преимущественного содействия социально значимым инициативам молодежи и ее объединений при финансировании мероприятий в сфере молодежной политики;
самостоятельности молодых людей и молодежных общественных объединений в деятельности по реализации конституционных прав и свобод.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ
3.1 ОБРАЗОВАНИЕ
Краткая характеристика ситуации
Система образования Республики Беларусь ориентирована на обеспечение доступности образования для всех категорий и групп молодого населения, на развитие потенциала молодежи с ее активным вовлечением в общественную жизнь, на создание необходимых условий для удовлетворения запросов молодежи в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. В системе образования действуют общие механизмы и подходы, направленные на разработку современных методик воспитания и обучения, создание условий для стимулирования интеллектуальной, инновационной и творческой деятельности молодежи.
Белорусская молодежь характеризуется высокой внутренней мотивированностью к непрерывному росту образовательного уровня, раскрытию своего потенциала и саморазвитию посредством приобретения профессиональных, надпрофессиональных и социально-личностных компетенций в формальном и неформальном образовании.
Вместе с тем в национальной системе образования недостаточно сформированы институциональные, правовые и материально-технические условия для удовлетворения всех запросов молодежи в формировании актуальных и востребованных компетенций, актуализации их роли и включенности в процессы устойчивого развития.
Риски:
недостаточное развитие в действующей системе образования актуальных элементов институциональной, правовой и материально-технической базы, обеспечивающей опережающее формирование у молодежи востребованных ключевых социально-личностных, профессиональных и надпрофессиональных компетенций («мягких компетенций»), необходимых в современном информационном обществе, отвечающих требованиям формирующихся технологических укладов и соответствующих уровню развития науки и техники;
пассивная и формальная роль обучающейся молодежи в процессах управления и обеспечения качества в системе образования, отсутствие действенных механизмов выявления и учета запросов инициативной молодежи при проектировании содержания образовательных программ, реализации социально значимых и общественных инициатив;
отсутствие согласованности механизмов раннего и эффективного поиска, становления, развития, обучения, поддержки и служебного продвижения научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи в системе формального и неформального образования, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность;
преобладание исходящей миграции абитуриентов, обучающихся, выпускников, молодых ученых.
Задачи:
адаптация структуры национальной системы образования и содержания образования к перспективным запросам рынка труда, общества и личности;
пересмотр подходов по взаимодействию с молодежью (в системе образования, в обеспечении качества образования, в процессах управления на всех уровнях образования) в целях активизации ее роли, повышения уровня и качества социальной ответственности и включенности в процессы устойчивого развития на уровне страны, региона, мира;
формирование в системе образования организационно-правовых и материально-технических условий для развития и поддержки научной деятельности и инновационного поведения молодежи;
развитие в системе образования новых механизмов взаимодействия с молодежью в обеспечении качества образования, в процедурах управления для комплексного учета запросов молодежи (получения обратной связи) и формирования социально-личностных и надпрофессиональных компетенций;
создание эффективных механизмов адресного и раннего выявления, развития, обучения, поддержки и профессионального становления научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи в системах формального и неформального образования.
Инструменты и средства реализации:
оптимизация институциональной структуры и содержания образования в целях обеспечения соответствия системы профессиональной подготовки экономическим, социальным и демографическим реалиям с учетом выявленных потребностей и технологических новшеств;
внедрение современных форм, методов и технологий обучения и преподавания (цифровизация образования), стимулирующих самообразование молодежи, образовательную активность, формирование личности молодого человека на основании конституционных прав и свобод;
оптимизация содержания образовательных программ с учетом направленности на достижение ключевых социально-личностных, надпрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников, их соответствия требованиям профессиональных стандартов;
правовое обеспечение механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающейся молодежи в системах формального и неформального образования;
разработка правовых механизмов признания результатов неформального образования молодежи, в том числе неформального образования, полученного с использованием информационно-коммуникационных технологий (в том числе массовых открытых онлайн-курсов);
создание системы сертификации социально-личностных и надпрофессиональных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления ими общественной и социально значимой деятельности в учреждениях образования («сертификаты достижений»);
разработка и внедрение инновационных технологий в воспитательную работу, использование воспитательного потенциала учебных предметов (дисциплин), производственной практики, наставничества;
внедрение финансовых и правовых механизмов поддержки инновационного поведения молодежи, в том числе поддержка молодежных стартапов и инициатив, обеспечение участия белорусских команд обучающихся в тематических международных соревнованиях;
оптимизация системы трудоустройства молодежи в соответствии с ее интересами, полученным образованием, сформированными социально-личностными и надпрофессиональными компетенциями, возможностями самореализации;
разработка методологии и внедрение сбалансированного спроса на подготовку молодых работников с разным уровнем непрерывного профессионального образования для соответствующих профессиональных ниш на национальном рынке труда;
внедрение новых инструментов (в том числе автоматизированной информационно-аналитической системы сбора, хранения, обработки и анализа данных) для адресного и раннего выявления, эффективного развития, обучения, поддержки и служебного продвижения научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи;
интеграция молодых ученых и педагогических работников – выходцев из Беларуси, работающих за рубежом, в национальную систему образования, инновационную и научно-исследовательскую деятельность;
совершенствование системы государственных гарантий получения профессии и последующего трудоустройства по ней для молодежи с особенностями психофизического развития и молодежи, отбывающей различные виды наказаний в исправительных учреждениях.
Ожидаемые результаты:
повысится рейтинг Республики Беларусь в группе стран с самым высоким уровнем человеческого развития (Индекс человеческого развития);
вырастет устойчивый спрос молодежи на получение образования в белорусских учреждениях образования и повысится образовательная активность белорусской молодежи на всех уровнях основного и дополнительного образования;
повысятся качество профессиональной подготовки обучающейся молодежи и показатели ее трудоустраиваемости, обеспеченность отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными специалистами с опережающим уровнем подготовки;
будет сформирована эффективная система государственно-частного партнерства для обеспечения индивидуальных образовательных потребностей молодежи в системах формального и неформального образования;
будет обеспечено функционирование прикладных научных и инновационных площадок (технопарков, бизнес-инкубаторов, фаблабов, зон коворкинга и т. д.) для молодежи;
увеличится количество научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи, вовлеченной в управленческую, научную и инновационную деятельность.
3.2 ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ
Краткая характеристика ситуации
В Республике Беларусь ставится задача формирования высокого уровня компетентности, создания условий для профессионального самоопределения, трудоустройства и карьерного роста молодых людей. Вместе с тем на современном этапе развития независимого белорусского государства существует риск оттока молодых трудовых кадров за границу. Молодежь является мобильной социальной группой на рынке труда, уязвимой в сфере трудовых отношений.
Включение молодежи в систему трудовых отношений во многом обусловлено тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте, с объективным соотношением спроса и предложения на рынке труда.
На трудоустройство молодежи также негативно влияют следующие факторы:
завышенные требования отдельных работодателей к нанимаемым работникам (опыт работы, высокая квалификация, возрастной и гендерный ценз);
низкий уровень оплаты труда работников определенных квалификаций, низкая привлекательность рабочих профессий, отсутствие социального пакета.
В сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет значительную долю работающих. Однако в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и местного управления количество молодых работников не является преобладающим.
В условиях обновления технологий квалификация специалиста его жизненные установки, способность обучаться, активность и социальная ответственность становятся решающими факторами конкурентоспособности молодых людей. Молодежь обладает значительным потенциалом для предпринимательской деятельности, так как именно молодым гражданам свойствен творческий подход к решению стандартных задач, им присуще оригинальное видение новых возможностей по совершенствованию существующих производственных систем и модернизации производственных процессов. Кроме того, молодые граждане обладают знаниями и навыками для участия в построении IT-страны посредством разработки и развития инновационных и высокотехнологичных бизнес-проектов мирового уровня.
Риски:
неосознанность профессионального выбора;
недостаточная квалификация молодых кадров;
интенсивная динамика изменений на рынке труда;
недостаточный спрос на рынке труда на молодых работников без опыта работы или с небольшим опытом работы;
уровень оплаты труда, условия материального стимулирования и профессионального продвижения, не способствующие закреплению молодых специалистов в организациях;
миграционный отток трудовых кадров;
низкая заинтересованность и отсутствие у молодых людей достаточных знаний и компетенций для предпринимательской деятельности и социального предпринимательства.
Задачи:
создание условий для профессионального выбора и карьерного роста молодежи;
целенаправленная работа по продвижению труда как ценностной категории, повышению привлекательности рабочих профессий;
обеспечение взаимодействия между учреждениями образования и организациями в процессе профессиональной подготовки специалистов;
снижение (минимизация) молодежной безработицы;
совершенствование механизма стимулирования приема на работу молодых людей;
обеспечение защиты прав работающей молодежи, ликвидация возрастной и гендерной дискриминации при трудоустройстве;
совершенствование кадровой молодежной политики;
развитие молодежного предпринимательства и социального предпринимательства молодежи.
Инструменты и средства реализации:
организация и совершенствование системы профориентационной работы, разработка эффективной системы профориентации и подбора специальностей и профессий для молодых людей;
содействие в реализации временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время (посредством развития движения студенческих отрядов, индивидуального трудоустройства и т. д.);
взаимодействие между учреждениями образования и организациями в разработке образовательных программ и при непосредственной практической подготовке молодежи в процессе обучения;
разработка механизма прогнозирования востребованных в перспективе специальностей на рынке труда;
создание системы обучения и сопровождения на местах молодых сотрудников без опыта работы: развитие института наставничества в организациях различных форм собственности;
создание сети многопрофильных ресурсных центров занятости по работе с молодежью по месту жительства;
проведение исследований, посвященных проблеме безработицы среди молодых людей, для разработки и реализации мер по их трудоустройству;
стимулирование трудоустройства в сельской местности посредством развития социальной инфраструктуры и предоставления материальной поддержки молодым специалистам;
использование дополнительных стимулов для повышения заинтересованности работодателей независимо от форм собственности при приеме на работу молодых специалистов, создании рабочих мест для молодежи, ее профессиональной подготовке и переподготовке, производственном обучении;
совершенствование механизма формирования перспективного кадрового резерва посредством выявления и продвижения молодежи, имеющей лидерские и организаторские качества, способной к управленческой деятельности в государственных органах и иных государственных организациях;
развитие в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования системы формирования у обучающихся знаний, умений, навыков и компетенций ведения предпринимательской деятельности и социального предпринимательства;
обучение молодежи основам финансовой грамотности, теоретическим и практическим основам осуществления предпринимательской деятельности, самозанятости, социального предпринимательства, основам правового регулирования предпринимательской деятельности, механизмам использования инвестиционных возможностей;
развитие системы льготного кредитования и микрокредитования для реализации молодежных бизнес-проектов;
расширение инвестиционных механизмов и возможностей получения инвестиций на ранних стадиях развития бизнес-проектов;
реализация механизма поддержки бизнес-инициатив и малого бизнеса посредством стимулирования деятельности частных инвесторов и венчурных фондов, предоставления налоговых и иных льгот для выпускников или впервые получающих предпринимательский опыт молодых людей и развитие иных условий ведения бизнеса.
Ожидаемые результаты:
увеличится индекс уровня социального благополучия молодежи;
повысится качество конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов;
снизится уровень молодежной безработицы;
увеличится количество молодых людей, занятых в различных отраслях и видах экономической деятельности;
будет обеспечен устойчивый рост доходов молодежи;
повысится социально-экономическая активность молодых людей;
увеличится количество молодежных бизнес-проектов, в том числе инновационных;
вырастет удельный вес малого бизнеса, повысится предпринимательская инициативы молодежи;
повысится уровень знаний и компетенций предпринимателей и собственников бизнеса из числа молодежи.
3.6 ДОСУГ И ТВОРЧЕСТВО
Краткая характеристика ситуации
Создание условий для организации культурно-досуговой деятельности и реализации творческого потенциала молодых людей является актуальным направлением государственной молодежной политики Республики Беларусь. Совершенствуется работа с молодежью, развиваются традиционные и появляются новые виды культурно-досуговой деятельности.
Социокультурное пространство Беларуси характеризуется открытостью, плюрализмом, процессами виртуализации и развития сетевых сообществ, активной интеграцией белорусской молодежи в мировое культурное пространство. По этой причине творческая деятельность молодежи претерпевает существенные изменения.
Актуальными тенденциями являются переосмысление традиционных ценностных систем, коммерциализация культурного пространства, неравный доступ к возможностям досуга и творчества и культурным мероприятиям в городах и сельской местности, неэффективное использование потенциала информационных технологий для организации культурно-досуговой деятельности молодежи.
Важными условиями формирования национальной идентичности молодежи страны являются развитие белорусской культуры и постоянное расширение использования белорусского языка как средства межличностного общения.
В сложившейся ситуации необходимо развивать инфраструктуру для творческой самореализации молодежи, формировать молодежное медийное пространство, информационную культуру молодых людей, акцентировать значимость достижений и образцов духовной и материальной культуры Беларуси в контексте мировой культуры, активно вовлекать молодежь в работу по сохранению национального историко-культурного наследия.
Риски:
чрезмерная виртуализация социально-культурной активности молодежи;
недостаточно развитая система услуг в сфере культуры, ориентированная непосредственно на молодежную аудиторию;
недостаточная представленность достижений культуры Беларуси, в том числе результатов творчества молодых людей, на международном уровне;
трансформация негативных образцов массовой культуры в модели поведения и жизненные ориентиры.
Задачи:
популяризация национальной культуры, искусства, белорусского языка в молодежной среде в контексте достижений и образцов мировой культуры, а также поддержка молодых людей в их национально-культурном самоопределении;
расширение возможностей участия молодых людей в культурной жизни страны независимо от региона проживания;
поддержка развития разнообразных форм и видов досуга молодых людей;
усиление роли молодежи в деятельности по сохранению исторической памяти, историко-культурного наследия и традиций Беларуси;
стимулирование художественного, научного и технического творчества молодежи.
Инструменты и средства реализации:
развитие форм популяризации белорусской культуры и языка среди молодежи;
расширение спектра услуг в сфере культуры и искусства, ориентированных на молодежь и разработанных совместно с молодежью;
создание условий для развития молодежных инициатив, в том числе предпринимательских, в сфере досуговой деятельности;
совершенствование системы информирования молодежи об актуальных возможностях в сфере культуры и искусства;
развитие доступной социально-культурной инфраструктуры и создание равных условий для досуга, эстетического воспитания и творческой реализации молодежи, уделив особое внимание инфраструктуре в сельской местности;
поддержка активных форм досуга молодежи, в том числе молодежного туризма;
поддержка современных молодежных субкультур конструктивного содержания;
стимулирование деятельности молодежных общественных объединений по изучению и охране историко-культурного наследия Беларуси;
разработка системы стимулирования и поддержки молодежных творческих инициатив;
совершенствование системы поддержки талантливой молодежи, оптимизация условий для реализации ее творческого потенциала, развитие системы грантовой поддержки молодежи в сфере культуры и искусства;
совершенствование механизма коммерциализации результатов молодежного творчества.
Ожидаемые результаты:
увеличится количество молодых людей, участвующих в местных, региональных, национальных и международных культурных программах и мероприятиях;
увеличится количество молодых людей и молодежных объединений, участвующих в мероприятиях по сохранению историко-культурного наследия Беларуси;
расширится употребление белорусского языка в молодежной среде;
увеличится количество творческих проектов и инициатив, организованных молодежью и для молодежи;
увеличится количество молодых людей, участвующих в деятельности объединений по интересам, кружков, творческих коллективов и т. д.;
молодым людям будет обеспечена доступность участия в мероприятиях культурной сферы, а также в деятельности объединений по интересам, творческих коллективов и т. д. независимо от региона проживания;
во всех регионах страны будут созданы многопрофильные молодежные центры как открытые площадки для молодежной социокультурной деятельности.
3.7 БЕЗОПАСНОСТЬ
Краткая характеристика ситуации
В Беларуси создана и функционирует система обеспечения безопасности молодежи, ее защищенности от угроз нарушения жизненно важных интересов, прав и свобод. Вместе с тем в контексте новых реалий содержание безопасности постоянно изменяется. Молодые люди сталкиваются с вызовами в социально-экономической, информационной, духовно-нравственной, демографической, экологической и других сферах общественной жизни. В условиях значительных социально-экономических преобразований и нестабильности вопросы обеспечения безопасности молодежи приобретают особую актуальность.
Серьезной проблемой остается молодежная преступность. Криминализация молодежной среды происходит на фоне таких негативных и опасных явлений, как распространение и употребление наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребление алкоголем.
В силу возрастных психофизиологических особенностей молодежь оказывается наиболее уязвимой для пропаганды радикальных идей и насильственного экстремизма. Складывающаяся в настоящее время ситуация демонстрирует негативные тенденции по вовлечению подростков и молодежи в общественно опасную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий. На фоне этого все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности молодежи в Интернете, который сегодня становится мощным инструментом манипуляции сознанием и поведением молодого поколения.
Достаточно острыми в контексте молодежной безопасности являются задачи обеспечения экологической безопасности и улучшения окружающей среды, охраны здоровья, развития инклюзивной среды, минимизации последствий негативных демографических процессов.
Обеспечение безопасности молодежи как одно из эффективных условий успешного решения многочисленных проблем молодого поколения в предстоящий период может стать для Беларуси важнейшим фактором и базовым условием успешного социально-экономического и политического развития.
Риски:
изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей, снижение доверия молодых граждан к традиционным гражданским институтам;
неготовность молодых людей к защите от активного распространения в информационном пространстве фальсифицированной, недостоверной и запрещенной информации;
криминализация молодежной среды;
низкая культура безопасности жизнедеятельности молодежи, ухудшение ее здоровья.
Задачи:
развитие на государственном уровне системы по защите молодежи от всех видов насилия и внешних угроз с координацией усилий между образовательными учреждениями, семьями, правоохранительными органами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения и др.;
сокращение уровня смертности от внешних причин среди молодежи;
создание условий жизнедеятельности, максимально снижающих риск вовлечения молодежи в совершение правонарушений и иных отклоняющихся от социальных норм действий;
снижение уровня криминализации молодежной среды, в том числе всех видов преступлений, совершенных молодыми людьми;
формирование медиаграмотности молодых людей;
противодействие языку вражды и ненависти в информационном пространстве, профилактика насильственного экстремизма и радикализма;
формирование критического мышления молодежи;
формирование экологической культуры и экологического сознания молодых граждан;
создание безопасной среды для молодежи, в том числе молодых людей с особыми потребностями, их активное включение во все сферы жизни общества;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности молодежи.
Инструменты и средства реализации:
оказание своевременного корректирующего воздействия на молодых людей, совершивших правонарушения и преступления, особенно впервые, с вовлечением в указанную деятельность всех субъектов профилактики;
дальнейшее совершенствование механизмов предупреждения и выявления уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере киберпреступлений, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, прекурсоров и аналогов;
разработка инновационных технологий и тренажеров-симуляторов для отработки практических навыков спасения людей, пользования первичными средствами пожаротушения, вызова экстренных служб, эвакуации из задымленного помещения и т. д.;
совершенствование и усиление практико-ориентированности образовательных программ, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности у молодежи;
активное привлечение общественных объединений, волонтерских организаций для реализации проектов и программ, направленных на профилактику правонарушений и преступлений, формирование безопасной среды;
разработка системы мониторинга случаев психологического и физического насилия в образовательной и профессиональной среде с целью их выявления и коррекции;
разработка и реализация программ, направленных на формирование медийной грамотности молодежи;
формирование конкурентоспособного белорусского контента, создание и функционирование на постоянной основе популярных и доступных для молодежи интернет-ресурсов и увеличение уровня доверия к ним в молодежной среде;
системная работа в социальных сетях;
поддержка молодежных инициатив, направленных на формирование экологической культуры молодежи, практических умений и навыков в области рационального природопользования;
реализация эффективных механизмов обеспечения социальной безопасности молодых людей, в том числе через поддержку молодежи с особыми потребностями, повсеместное создание безбарьерной среды, внедрение новых форм социальной адаптации;
продвижение новых форм и методов профилактики безопасности дорожного движения;
усиление и совершенствование комплекса мер по охране труда молодежи.
Ожидаемые результаты:
сократится уровень смертности молодежи от внешних факторов;
уменьшится количество всех видов правонарушений и преступлений в молодежной среде;
снизится численность молодых людей, пострадавших в результате совершения преступлений и правонарушений;
будет сформировано критическое мышление молодых людей, позволяющее противостоять деструктивным информационно-психологическим воздействиям;
повысится уровень экологической культуры молодежи.
ГЛАВА 4
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация настоящей Стратегии будет осуществляться в рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг.
Субъекты Стратегии
Субъектами Стратегии являются определенные в статье 5 Закона субъекты государственной молодежной политики:
молодежь;
молодые семьи;
молодежные общественные объединения;
государственные органы и иные организации, участвующие в пределах своей компетенции в реализации государственной молодежной политики.
Совершенствование институциональной структуры государственной молодежной политики
Совершенствование организационной структуры государственной молодежной политики предполагает:
развитие партнерства молодежных и детских общественных объединений с государством, активное их вовлечение в разработку и реализацию государственной молодежной политики;
создание целостной системы организации работы с трудящейся молодежью, в том числе посредством введения должности «Специалист по работе с молодежью», включенной в Единый квалификационный справочник должностей служащих, в организациях и на предприятиях с численностью более 100 (для сельской местности) и 300 (для городов) молодых людей в возрасте до 31 года;
совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений;
обеспечение научно-методического сопровождения деятельности специалистов по работе с молодежью, молодежных и детских общественных объединений и иных субъектов государственной молодежной политики.
Научное обеспечение
Научное сопровождение Стратегии осуществляется путем:
проведения фундаментальных и прикладных исследований, в том числе международных, направленных на решение актуальных социально значимых проблем в соответствии с приоритетами Стратегии исследований в области молодежной проблематики;
расширения практики социологических исследований и мониторингов по положению молодежи в Республике Беларусь.
Финансирование
Финансирование Стратегии осуществляется в пределах бюджетных средств, предусматриваемых на реализацию молодежной политики, а также за счет иных средств, источников, не запрещенных законодательством.
Мониторинг и оценка эффективности
Мониторинг и оценка эффективности реализации Стратегии будет проводиться в рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика» с использованием таких методик, как проведение социологического исследования положения молодежи, аналитическое изучение статистических данных, оценка эффективности работы исполнительных органов.