Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Педагог - психолог

Дата: 10 октября 2017 в 14:02, Обновлено 14 марта 2023 в 10:37

Умеем ли мы говорить с нашими детьми?


Все современное воспитание направлено на то,

чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг

за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все,

что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа,

силой его требований.

Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, ч

то будет внутренне безволен и жизненно немощен.

Януш Корчак

Уважаемые родители!

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым; Вы мечтали, чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным, а девочка –– обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной, чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.

Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.

Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.

1. Дети 3-6 лет, по мнению ученых, переживают первый возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными

от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они

·     находятся в постоянном движении;

·     отличаются романтической привязанностью к родителям;

·     не делают различий между реальным миром и миром фантазий;

·     стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;

·     пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек";

·     испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;

·     интересуются: "Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?";

·     из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.

Как следует общаться с ребенком:

·        жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;

·        помогайте ребенку все делать самому;

·     проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить;

·        растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;

·        наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;

·        на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.

Никогда

·     не опекайте ребенка излишне;

·     не заостряйте внимания на детских ссорах;

·     не используйте угрозы для достижения результата;

·     не наказывайте за качества личности, а только за действия;

·     не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!

2. У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны

·        копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;

·        буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;

·        стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;

·        формирование первоначальных представлений о собственных правах;

·        повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.

Как следует с ребенком обращаться

·        помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;

·        дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;

·        узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;

·        аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";

·        обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.

Никогда

·        не ревнуйте к авторитету учителя;

·        не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;

·        не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;

·        не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;

·        не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

3. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом второго кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны

·        тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;

·        частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;

·        повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;

·        стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;

·        отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;

·       падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;

·       демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

·        помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;

·        выделяйте деньги на карманные расходы;

·        в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;

·        объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;

·        учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;

·        будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

·        не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;

·        не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;

·        не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;

·        не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;

·        не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;

·        не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;

·        не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:

·        их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;

·        в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;

·        взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;

·        большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;

·        интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.

Как следует с ребенком обращаться

·     делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;

·     давайте в доме пристанище ребенку и его компании;

·     будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;

·     в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;

·     доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.

Никогда

·     не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;

·     не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;

·     не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

Помните, что дети учатся жить у жизни:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

НО

если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Каждый ребенок имеет право

·        просить о помощи и эмоциональной поддержке;

·        иметь собственное мнение и убеждения;

·        совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;

·        говорить "нет, спасибо", "извините, нет";

·        побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;

·        добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

Вместе с тем ребенок не обязан:

·        быть безупречным на 100%;

·        любить людей, приносящих ему вред;

·        извиняться за то, что был самим собой;

·        выбиваться из сил ради других;

·        чувствовать себя виноватым за свои желания;

·        выполнять неразумные требования;

·        нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.

(По К.Заслоффу)

Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!

                                             ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ДЕТЕЙ

<font color="#808080" face="Tahoma">Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. И невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и тем не менее не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">Странно слышать, когда жалуются: “ Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает много, да все без толку”. Я думаю: а какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Знаю такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">Ребенок садится за рояль – маме с папой уже мнится: не Моцарт ли растет в их доме. Первые рисунки тоже наводят на мысль о чем-то исключительном. А математические способности. Родительские ожидания тяжким грузом ложатся на детские плечи, потому что этим ожиданиям надо обязательно отвечать. Как тяжко живется ребенку, от которого требуют, чтобы он во всем и непременно был первым, которого постоянно попрекают: “Вот на родительском собрании хвалили Николаева. У него, сказали, блестящие результаты по математике. А ты?”</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">Одна из газет рассказала печальную историю. Была семья: мама, папа, трое детей. Двое старших – дети как дети. А с младшей Маргаритой случилось следующее: она училась в 1 классе, когда в этот город приехали опытные тренеры по гимнастике. Они открыли гимнастический класс в этой школе и набирали туда девочек. Попала туда и Маргарита. Поначалу она ни чем не отличалась от остальных, никаких особых надежд не подавала. Но тренеры что-то в девочке почуяли. Они занимались с ней самоотверженно, увлекались сами и увлекали ее. И на первых же крупных соревнованиях Маргарита обратила на себя внимание специалистов. Девочка поразила их изяществом, прыгучестью. Не успели соревнования окончиться, а маленькая девочка (2-й класс) вернуться домой, как к родителям пожаловал тренер из другого города. И начались соблазны. В этот раз родители от этого соблазна удержались. А когда Маргарита начала делать настоящие успехи и приняла участие в заграничных поездках, в душу матери закралось сомнение: а все ли извлекается из этого удивительного дара, которым наделена дочка. Не обошлось и без доброжелателей: дескать, почему бы не перебраться в большой город; почему бы не перевести в другое общество, где лучшие условия. Словом: сказка о рыбаке и рыбке. Но Маргарита оказалась твердым орешком. Она и слушать ничего не хотела. Дочка сказала “нет” – но мама не отступила и началась война. Какими только уловками не пользовалась мама, чтобы сломить дочкино упрямство. К каким только мерам не прибегала. Вплоть до физического воздействия. Девочку били ремнями за то, что она, вопреки материнскому запрету, пошла на тренировку. В ответ девочка убежала к тренеру домой. Несколько месяцев не виделась с матерью, отцом, сестрой, братом. А потом дочернее чувство взяло верх – вернулась. И тут мать поставила перед ней вопрос жестко: или она переходит к другому тренеру или они переезжают в другой город. И девочка предпочла отъезд. Ее зачислили в специальный спортивный интернат – все, как хотела мама. И что же? То ли сказались месяцы без тренировок, то ли тренер знала какой-то секрет, но от былых успехов и следа не осталось. На ответственных соревнованиях выступила неудачно. И не только гимнастику потеряла девочка, а еще и уважение к себе. Девочка чувствует, что не оправдывает надежд, она стала не нужна новым тренерам. И ей самой ничего не нужно. Вот такая плата за разгулявшиеся родительские амбиции.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">К сожалению взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">Мальчик принес из школы домой коробку цветных карандашей и сел рисовать.
– Откуда они у тебя? – спросила мать.
– Ребята дали.
Мать удовлетворилась этим ответом. Через несколько дней у мальчика появилась новенькая ручка, блокнот, детская книга. Когда отец спросил, откуда они, тот ответил, что ручку он выменял на свою, блокнот подарили, книгу дали почитать. Отец успокоился. А мальчик становился заправским воришкой. У его одноклассников пропадали вещи. Ребята возмущались пропажами, подозревали один другого, старались не выходить на перемене в коридор. Учительница чувствовала свое бессилие. Когда однажды у девочки пропала из портфеля библиотечная книга, один из учеников заявил, что видел ее в парте этого мальчика. Одноклассники подбежали к его парте и … увидели книгу. Стоит ли говорить о том, как тяжело отозвалось на всех это событие. Слезы матери, обсуждение поступка мальчика, недоброжелательное отношение к нему товарищей. А ведь всего этого могло не быть, прояви родители хотя бы элементарную тревогу при первом же подозрительном случае.
– “Как он мог ? – плача восклицала мать. – Ведь в нашей семье никто никогда ничего чужого не взял! Да и зачем Олегу брать чужое. Живем в достатке. Неужто я не купила бы ему этих карандашей. Нет, это Володька его научил”. Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.</font>

<font color="#808080" face="Tahoma">“Доверяй, но проверяй” – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему. Например: беря сдачу, принесенную сыном из магазина, можно сказать:” Давай сын посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько-то”. Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что воровство позорно, а сами приносят домой моток шерсти с фабрики, где работают – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так, что рассматривая родительскую должность как в высшей степени творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь. Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.</font>

Как полюбить себя


Речь пойдет не о самовлюбленности и эгоистичности, о высокомерии и возвышении себя над другими, а о любви к себе, как к личности, как к божественному творению и волшебнику, способному добиваться в жизни всего, что ему угодно.

Запомните: когда вы любите себя, вас любит сама жизнь, на пути попадаются прекрасные люди, души в вас не чающие, полоса удачи никогда не заканчивается, и каждый прожитый день напоминает яркую картину.

Вы – значимый человек вне зависимости от конкретных достижений. Мы зачастую путаем успех с признанием нашей значимости другими, достижения – с собственной ценностью. На самом же деле это абсолютно разные вещи. Вы можете получіть плохую отметку, поругаться с друзьямі, вам может не нравится, как вы справляетесь с той или иной задачей, но это не означает, что вы ничего не значите. Вы есть в этом мире, вы уникальны и неповторимы – это главная причина любить себя. Не лелейте свой выдуманный и навязанный извне образ и маску, боготворите свою внутреннюю сущность. Знайте, что вы нужны миру таким, какой вы есть.

Нелюбовь к себе принимает самые разные формы и проявляется в конкретном поведении:

1.      Отрицание комплиментов («О, вы об этом старье, которое я сегодня надела?» «Да я совсем не начитанная, просто случайно догадалась»).

2.      Стремление оправдаться за то, что хорошее выглядите («Все дело в платье, оно делает меня стройнее», «Просто мне идет этот цвет», «Это просто парикмахер постарался»).

3.      Приписывание другим заслуг, которые по праву принадлежат вам («Слава Богу, мне помогал коллега, я бы без него не справилась»).

4.      Позволять другим использовать уменьшительные имена, фактически унижающие ваше достоинство (Толстяк, Лысик, Глупышка).

Этот список можно продолжить до бесконечности. Для начала научитесь выявлять моменты, когда принижаете себя и сразу же принимайте меры по коррекции. Когда вас хвалят, подумайте о том, что вы действительно хорошо выглядите и заслуживаете эти слова. Начинайте выбирать то, что вам нравится.

А вот небольшое упражнение, которое поможет вам обрести любовь к себе.

Удобно устройтесь перед зеркалом. Оно должно быть настолько большим, чтобы вы смогли увидеть свою голову, плечи, руки, грудь. Смотрите на свое отражение и постарайтесь его принять таким, какое оно есть. А теперь скажите человеку в зеркале о том, что вы его любите и цените. Обратитесь к нему по имени так, как вам всегда хотелось, чтобы вас называли. Продолжайте говорить своему отражению все то, что хотелось бы услышать вам.

Время выполнения упражнения – 10 минут в день. Спустя две недели, возможно месяц, вы заметите, как в вашей жизни начнут происходить чудеса. Возможно, вы познакомитесь с интересным человеком  или найдете для себя любимое занятие.

И это неудивительно, ведь вы стали человеком-плюсом, все к чему вы прикасаетесь, заряжается положительной энергией и в двойном размере возвращается к вам. Здорово, не правда ли?

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в  жизни вашего ребенка.

Нельзя предоставлять выбор  будущей профессии ребенка случаю. Необходимо пользоваться информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». 
       С этой целью ребенку необходимо
  • Изучить глубже самого себя: разобраться в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях. 
  • Подумать, какие у него сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества. 
  • Ознакомиться с профессиями, которые соответствуют  интересам и способностям ребенка. Прочитать побольше книг, статей, журналов.
    Наметить предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий. 
  • Побеседовать с представителями избираемых профессий, постараться побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомиться с характером и условиями труда. Продумать, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действовать!
  • Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию. 
  • Сопоставить  личные качества ребенка и возможности с характером той профессии, которую он выбрал. 
  • Приняв решение, не отступать перед трудностями. Быть настойчивым в достижении намеченных целей.

Значение правильного выбора профессии


        Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество. Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев. Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? 
       Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Профессии, однако, «себе на уме» — у каждой, а их десятки тысяч, свои требования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии. 
       Выбор будущей профессии – дело сложное и ответственное. Правильный выбор влияет на благополучие человека, его жизненный успех. Учебные заведения нашей республики предлагают широкий спектр профессий. Ваша задача – сделать правильный выбор Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо определить: 
       • Свои склонности (это интересы, желания и т.д.) 
       • Свои способности (задатки, тип темперамента) 
       • Состояние здоровья 
       • Пути и способы получения профессии 
       • Знать ситуацию на рынке труда 

Ошибки и затруднения при выборе профессии

    1. Незнание правил выбора профессии:
         • выбор профессии за компанию; 
         • перенос отношения к человеку на саму профессию;
         • отождествление учебного предмета с профессией; 
         • ориентация сразу на профессии высокой квалификации; 
         • неумение определить путь получения профессии. 
    2. Незнание самого себя:
         • незнание или недооценка своих физических особенностей;
         • незнание или недооценка своих психологических особенностей; 
         • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
    3. Незнание мира профессий: 
         • увлечение только внешней стороной профессии; 
         • предубеждение в отношении престижности профессии; 
         • незнание требований профессии к человеку; 
         • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Личный профессиональный план ребенка

       Чтобы не ошибиться в выборе профессии, учебного заведения необходимо заранее все продумать до мелочей. Желательно помочь ребенку составить вместе с ним профессиональный план.      
       

Личный профессиональный план ребенка.
       1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 
       2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства). 
       3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы). 
       4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 
       5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
       6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта. 
      

Характеристика профессионального плана: 
       • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения); 
       • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. Д.); 
       • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению); 
       • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора); 
       • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии); 
       • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельно-сти); 
       •согласованность плана с потребностями рынка труда. 
      

 Этапы формирования профессионального плана


Составляя личный профессиональный план, необходимо: 
       • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии; 
       • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете; 
       • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать; 
       • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом; 
       • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.        
     

Профессиональная пригодность


       Различают следующие степени профессиональной пригодности:
        1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией. 
        2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности. 
        3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником». 
        4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям». Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию 
 

Принцип сознательности. 
  Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший: 
• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности); 
• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования); 
• что от него потребует работа и трудовой коллектив. 
  Принцип соответствия. 
  Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах. 
  Принцип активности. 
  Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту. 
  Принцип развития. 
  Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость. 

Рекомендации учащимся

по подготовке к централизованному тестированию

Первый способ - усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными педагогами, выполнение самостоятельных работ, то есть добросовестно изучать предмет в учреждении образования и на дополнительных занятиях.  Без минимальных знаний не будет положительной оценки, не рассчитывайте на случай или удачу (это не спортлото).

 Второй способ улучшения тестового балла. Это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся. Это справедливо и для тестирования.

 Статистика доказывает, что люди, хорошо знакомые с процедурой тестирования, показывают стабильно более высокие результаты, чем неопытные испытуемые.

 Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка и тренировка в выполнении тестов позволяет повысить тестовый балл на целых 10 очков по 100-балльной шкале. Это дает возможность абитуриенту, прошедшему подобную подготовку уверенно идти на централизованное тестирование.

Подобную тренировку Вы можете пройти на репетиционном тестировании!

Для того чтобы улучшить тестовый балл, прежде всего надо избавиться от страха перед тестами.

Одна из причин тестофобии — страха перед тестами — известна точно. Она основывается на представлении, что результат по тесту — что-то вроде «пожизненного диагноза» или приговора. Но это ошибочное представление! Особенно  по отношению к тестам, измеряющим достижения, в частности, к тестам на общеобразовательные знания: чем раньше выявлены пробелы, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению.

Существуют реальные способы повысить тестовый балл. Причем значительно!

Первый из этих способов — усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными наставниками, выполнение самостоятельных работ, т.е. весь комплекс необходимой учебной работы. В общем, добросовестно изучать предмет в школе и на дополнительных занятиях.

Второй способ улучшения тестового балла — это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения или доказательстве теоремы, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся.

Приведем несколько наиболее прямых и универсальных рецептов стратегии подготовки к тестам и тактики их выполнения. Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам.

Тренируйтесь! Перед официальным соревнованием, централизованным тестированием, следует выполнять как можно больше опубликованных тестов просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают вам  другой многообразный опыт — самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.

Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование, достаточно сложно.

Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, т. е. следуйте рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать инструкцию, а нужно сразу познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.

Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие, с которыми вы обязательно справитесь, глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, застряв на тех, учебный материал которых вам не известен или плохо изучен.

Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).

Сокращайте выбор! Если несколько ответов (1—2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные — подходящими с равной вероятностью, то в этом случае верным будет не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных. Путем такой тактики вы получите больше очков.

Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание. Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект — забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по «первым словам» и достраивать концовки в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки (в самых легких вопросах).

Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто или почти никто не должен выполнить все 100 % заданий! Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ложно: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок. В

Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания по «первому кругу». Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас («своих») заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить.

Организация самоподготовки к централизованному тестированию

Рекомендации по прохождению централизованного тестирования

 (Из материалов пособия «Централизованное тестирование: Инструкции. Рекомендации. Тесты»

УО «Республиканский институт контроля знаний»)

  • Начиная подготовку к централизованному тестированию, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать — пока не устали, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.
  • Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. занятий, затем 10 мин. — перерыв.
  • Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.
  • В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
  • При подготовке к централизованному тестированию полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.
  • Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу — любому, кто может выслушать. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
  • Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить все, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь, и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.
  • Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, белорусскому языкам) — в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.
  • Накануне тестирования. Оставьте один день перед тестированием на то, чтобы повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, то можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение.
  • Черновик  надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги. Все, что можно, вычисляйте в уме. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешном тестировании.
  • Накануне экзамена не надо переутомляться. С вечера перестаньте готовиться. Прогуляйтесь. Лягте спать раньше обычного времени, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. К сказанному ранее добавим еще несколько полезных советов.

Некоторые особенности запоминания:

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержания работоспособности:

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20—30 мин. отвести взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

4. Минимум телевизионных передач!

Как вести себя на тестировании

1. После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.

2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению педагогического теста.

3. Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на централизованном тестировании — это время.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.